В онлайн-досках можно делать то же самое, что и на очном тренинге: клеить стикеры, рисовать схемы, сортировать карточки и активно взаимодействовать друг с другом. Контакт со спикером тоже есть: курсор и реакции помогают понять, на что сейчас смотрит человек и как реагирует на задание.
Уровень взаимодействия при работе с досками соизмерим с живым общением и обучением в аудитории.
Онлайн-доски устроены так, чтобы можно было сразу начинать ими пользоваться. Например, в Досках от МТС Линк простой интерфейс, а весь набор инструментов расположен на боковой панели. Можно делать подписи, использовать маркеры, рисовать фигуры, добавлять стикеры — то есть все, что доступно на очном тренинге, доступно и в Досках.
Ссылка на доску может работать постоянно, а не только в момент вебинара. Вы можете собирать на ней вопросы перед стартом обучения или проверять домашние задания после.
В Досках от МТС Линк можно расшарить доступ только на просмотр или редактирование — в зависимости от того, что вы хотите реализовать в рамках обучения. Вы можете установить пароль на вход на доску либо поделиться доской по прямой ссылке.
Лайфхак: пусть на время обучения доска будет доступна по прямой ссылке, а после — по паролю или запросу.
Онлайн-доски можно применять на вебинарах и на большую, от 50 человек, и а маленькую аудиторию. аудиторией (50 человек и выше), так и с маленькой. Максимум учебной пользы происходит именно в небольших группах на 15–25 человек.
Ниже представлены примеры практик с оценкой уровня подготовки на их внедрение в учебный процесс.
Важно: многие практики потребуют подготовки — перед началом вам нужно будет создать план выступления, а потом перетаскивать или копировать заготовки. После завершения доска будет привязана к группе в Досках или к участникам — они смогут вернуться на доску и что-то вспомнить, перечитать.
Если у вас много групп, для которых нужно готовить одинаковый контент, то в Досках есть функция дублирования в один клик.
Подготовка: легкая
Уровень погружения: средний
Голосование — хорошая вещь для базовой активности на тренинге. Например, можно спросить, насколько понятна тема в начале и конце лекции, а затем попросить поставить эмодзи или нарисовать цифру от 0 до 10. Подойдет и для перебивок: «сколько будет длиться перерыв, 5 или 10 минут?».
Голосования повышают вовлеченность людей в обучение. Они уже не пассивные слушатели, а участники процесса, пусть даже сейчас их спросили о незначительной вещи. Это всё равно лучше, чем отправить плюсик в чат. Голосования позволяют выразить себя и свои эмоции за счет самых разных стикеров (в Досках их много, и они симпатичные).
Еще голосование — хороший вариант, чтобы начать внедрять доски в свои тренинги и приучать людей взаимодействовать с ними. Это хороший способ обучения в новой среде, когда людей погружают во что-то новое неявно. Например, так делал Microsoft с играми «Сапер» и «Солитер» — они были добавлены в Windows, для того чтобы научить людей кликать мышкой и перетаскивать файлы.
Подготовка: сложная
Уровень погружения: высокий
Люди делятся по группам, где каждый читает только свою инструкцию, а затем начинает выполнять задание. Например, участники делятся на покупателей и продавцов. У покупателя есть список вопросов по товару, а у продавца — ответы для отработки возражений. Cуть в том, что не на все вопросы покупателей есть готовые ответы для продавцов, но многие логично вытекают друг из друга. Цель — научить человека импровизировать и глубоко погружаться в беседу, а не следовать скрипту.
В занятиях с инструкциями важно доверие: нельзя ограничивать показ некоторых областей доски только для одного человека. Поэтому придется следить, чтобы никто не подглядывал.
Лайфхак: можно отслеживать курсоры участников и так понять, что кто-то смотрит не туда.
Подготовка: сложная
Уровень погружения: высокий
Задание на выбор, что относится к одной или другой изученной на уроке методологии. В примере ниже предлагаем студентам определить, что относится к Scrum, а что — к Kanban. У каждого ученика должна быть своя область на доске, расположенная как можно дальше от другой. На выполнение задания отводится время, а после можно искать ошибки друг друга и обсуждать, почему сделан тот или иной выбор.
Подготовка: средняя
Уровень погружения: средний
Набор контрольных вопросов по пройденному материалу, где ответы спрятаны за стикеры или фигуру. Например, вы спрашиваете термин или определение, которое упоминали на текущей сессии. Участники могут отвечать голосом или записать свой вариант рядом. Как только выскажутся все, вы удаляете заглушку и показываете верный ответ.
Подготовка: очень сложная
Уровень погружения: крайне высокий
Иногда доски могут быть как рабочие тетради — яркие, подробные, многосоставные с иллюстрациями и инструкциями для каждого блока заданий на фрейме. Создание таких обучающих курсов прямо на досках — это сложная и долгая история, но зато она позволяет перенести всё обучение в одно пространство, а также сделать обучение максимально интерактивным.
Онлайн-доски превращают лекцию или вебинар в активный урок с практикой. Когда вовлеченность людей растет, то и материал усваивается лучше. Да, новые практики потребуют подготовки и планирования, но вы можете начать с уже готовых презентаций и добавить к ним голосования, тесты или сортировку.
Попробуйте сделать это в Досках от МТС Линк — они доступны бесплатно.